Айрат Терегулов
Заслуженный художник РФ (2014). Заслуженный художник РБ (2004). Директор Башкирского государственного художественного музея имени Михаила Нестерова (2015), лауреат Государственной премии республики имени Салавата Юлаева (2016).
Эфир от 16 декабря 2017 года
Сохранение и пропаганда произведений искусств – задача коллектива Музея.
Для художников в СССР было много хорошего: гарантии, чувство защищенности, официальные ежегодные закупки работ на крупные выставки. Все получали определенную зарплату, ежегодный отпуск. Можно было спокойно зарабатывать и жить. Правда я это уже не застал и не заключил ни одного договора на выставки. Я окончил институт в 1985 году, когда уже вся эта система начала ломаться в преддверии перестройки. Когда мое поколение начинало творить, вокруг был хаос, у государства дела до художников практически не доходило. Но в тот период я участвовал в многочисленных, в том числе Всесоюзных, выставках. Тогда это все было внове, а потому запоминалось. А с годами понимаешь, что выставки все друг на друга чем-то похожи. Уже давно не испытываешь каких-то психологических встрясок.

Ориентируюсь ли я на комментарии зрителей? Решающего значения мнение посетителей моих выставок уже не имеет. Мнение профессионалов – может быть, да. И то не всех, а близких по духу.

Должность директора музея Нестерова - безусловно, это новый опыт. Можно сказать, моя новая ипостась. В подчинении у меня находятся 77 человек. Кроме музея на улице Гоголя, у нас есть выставочный зал «Ижад» в Черниковке, мемориальный Дом-музей Тюлькина на улице Волновой, картинные галереи в Нефтекамске, Стерлитамаке и Мелеузовском районе. Все это надо держать в голове. Везде работают люди, у всех свои проблемы и вопросы.

Сохранение и пропаганда произведений искусств – задача коллектива Музея. Мы работаем над созданием единого музейного каталога. Это требует и физических, и материальных затрат. Ведется работа по каталогизации, перевода всего в электронный вид. В будущем надо будет издать несколько томов, чтобы все 12 500 экспонатов собрать в едином издании. Вы представляете, какой это объем страниц, даже если размещать по два экспоната на одной полосе!

Что представляет собой коллекция Музея? С одной стороны, Музей определяет вектор развития – это классическое русское искусство и что-то в этой струе, например, связанное с религией или реализмом. С другой стороны, надо открывать горизонты шире и обратить внимание на зарубежное искусство. Сейчас поступления зарубежных художников происходит за счет Триеннале печатной графики. Это грандиозное событие. Как можно переоценить выставку, которая в этом году (2016 г.) состоит из 581 работы художников из 48 стран. Мы можем увидеть Аргентину, Бразилию и прочувствовать дух этих стран через работы. Все произведения по условиям Триеннале остаются в Музее.

В Музей почти каждый день приходят и говорят «Хочу выставиться!». Вопросы о проведении выставок мы, как правило, решаем коллегиально. В основном, конечно, отказываем. Вспоминаю себя в юности-молодости… Например, ты недавно окончил учебное заведение, тебе 25-26 лет, сделал несколько десятков картин, набрался смелости и пошел в Музей просить провести выставку… Вряд ли бы кто-то осмелился на такой шаг. Нынешняя молодежь позволяет себе такое, как ни странно! Наверное, это связано с отсутствием самокритики.

Мы готовим аудиогид для посетителей. Надеюсь, в ближайшее время в залах с постоянной коллекцией можно будет использовать специальную программу на телефонах. Наведя на определенную картину, человек получит информацию о ней, минуя экскурсовода.

Цифры

Вход в Музей: 150 рублей – полный билет, 100 рублей – льготный, 50 – детский.

12 000 человек посещают Музей и галерею «Ижад» ежеквартально.