Ирина Оськина
искусствовед, организатор художественных выставок, эксперт в области оценки произведений искусств, коллекционер, Заслуженный деятель искусств РФ (2014), Заслуженный деятель искусств РБ (2005)
Эфир от 28 ноября 2016 года
Интерес к искусству огромный.
Искусство выбирают люди, которые чувствуют себя творчески осваивающими мир. Если человек может творчески переосвоить то, что он видит, то он становится художником. А если ему нравится разглядывать картины и рассуждать о том, что он видит, то он становится искусствоведом. Мне всегда нравилось смотреть на картины, разговаривать с художниками, понимать то, что они когда-то написали. Я поняла для себя: неважно, что они (художники) жили 300-500 лет назад. Важно, что я сегодня могу их понять. А уж если я подержу в руках дневники или письма, то их произведения становятся для меня еще более открытыми, как и сам автор.

Выставки и фестивали инициируют интерес к искусству. А также держат в тонусе искусствоведов, заставляют следить, анализировать. Каждое такое мероприятие нужно оценивать с точки зрения вклада в жизнь города, республики, страны, в жизнь того или иного художника и даже в твою собственную жизнь.

Период СССР, может сегодня это звучит крамольно, давал стабильность художнику. Он понимал, что обязательно будут какие-то приобретения с выставки. С республиканских, с российских выставок покупались работы и в музеи, и в РОСИЗО, и в Министерство культуры. Я хочу сказать, что тогда художники, которых я называю «пахарями» – работающие ответственно, качественно, на высоком профессиональном уровне, от сердца – всегда были отмечены. Их работы закупали. На мой взгляд, сейчас художникам сложнее. И чем дальше, чем круче кризис, тем труднее выжить, потому что шкала спроса на приобретение картин пошла вниз.

Интерес к искусству огромный. Недавно была акция от «Сбербанка», в рамках которой музеи стали бесплатными для посещения. Я стала свидетелем того, как наш Музей Нестерова посещало огромное количество людей - разве что не стояли в очереди как на Серова. Я считаю, что люди пошли не потому, что бесплатно. Тут вопрос в другом: кто-то, в данном случае «Сбербанк», кинул такой камушек, и круги пошли по воде.

Я люблю и живопись, и графику, и прикладное искусство, и скульптуру. Почему графика для меня особенно важна? В начале 90-х я пришла в министерство культуры и решила сделать срез, провести анализ ситуации. И оказалось, что живопись у нас прекрасно развивается. Тогда еще были живы мастера, которые вышли на арену в 60-е годы: Ситдикова, Бурзянцев, Домашников и другие. Дела с живописью обстояли замечательно: это и семидесятники, и восьмидесятники и новое поколение. А графика отставала – было всего четыре-пять авторов. Я понимала, что с этим что-то надо делать. И тут как раз пришли художники-графики, и мы вместе с ними стали изучать этот вопрос, поняли, что проводятся биеннале в Польше. Пришла идея делать триеннале. И с 1995 года мы запустили Триеннале печатной графики.

Официальный организатор Триеннале печатной графики – это Министерство культуры Республики Башкортостан и региональное отделение Союза художников. А я выступаю куратором. Долгое время в соучредителях была Уфимская художественная галерея, а теперь Башкирский государственный художественный музей имени М. В. Нестерова. Кстати, коллекция триеннале всегда уходила в собрание музея.

В жюри триеннале всегда сидит звездный состав. В этом году я решила, что мы выберем тех художников-графиков, чей бренд в пространстве Европы и дальше безусловно высокий. И я взяла три звезды. Владимир Зуев (Нижний Тагил, Россия) – звезда первой величины, член жюри многих конкурсов, известный и в Европе, и за ее пределами - в Японии, Китае, Корее. Пару раз он был участником, а в остальные годы всегда был членом жюри. Второй член жюри этого года – Иржи Бразда из Чешской Республики, известный во всем мире. Он тоже неоднократный член жюри европейских биеннале. Для Романа Суслова это первый опыт в жюри, но его профессиональное мастерство настолько безупречно! Когда несколько лет назад я увидела его работы, то сразу обратила внимание на его безусловный профессионализм.

Я думаю, что у нас по-прежнему очень много замечательных художников. Хотя, может, молодые не так активны и не так интересны, как старые художники. Но в целом активность на высоте, и есть из чего делать выставки.