Кристина Абрамичева
арт-критик, куратор множества проектов в сфере актуального искусства, сооснователь феминистического движения в Башкирии, руководитель Музея советского быта
Эфир от 13 марта 2017 года
Креативные люди жалуются, что мало возможностей и ничего нового не появляется в Уфе, но сами не способны сделать ничего нового.
Я считаю, что в Уфе очень много талантливых людей. Но, к сожалению, они все уезжают. Я наблюдаю за своим кругом друзей, знакомых, соратников: буквально каждые пять лет раньше, а теперь и еще чаще – каждые три года – мне приходится полностью обновлять круг общения. Вопрос в том, что они не чувствуют, что могут реализовать себя здесь, на малой родине.

Вот уже лет десять я работаю куратором, наблюдаю за культурным фоном Уфы и понимаю, что действительно очень мало появляется чего-то нового. А если и появляется, то очень быстро затухает. Мне кажется это каким-то замкнутым кругом: где следствие, а где причина – непонятно. Креативные люди жалуются, что мало возможностей и ничего нового не появляется в Уфе, но сами не способны сделать ничего нового.

Государственная поддержка у нас направлена на проекты с национальным уклоном. То есть если ты снимаешь фильм про мед и про пчел, то ты можешь выиграть президентский грант. А если делаешь фестиваль видео-арта, то это что-то непонятное, и у тебя нет шансов. Есть сотни людей, которые из года в год подают заявки с хорошими проектами, но у них нет шанса получить.

Я очень упрямый человек. Я люблю менять среду вокруг себя. Не прогибаться под условия, не искать чего-то готового. Уехать для меня есть признак слабости. Это ты едешь туда, где среда унавожена многими людьми до тебя. Это Москва, Питер, Екатеринбург. Меня интересуют дерзкие задачи. Взять и сделать здесь что-то небольшое, но то, что можно из года в год развивать и вдохновлять других людей, привлекать к этому – вот, что мне интересно.

Я постепенно пришла к искусству. Сначала окончила филфак БГУ, работала в издательстве, издавала книги. А потом уже попала в Музей современного искусства, один из немногих частных, который ведет группа «Чингисхан», к Василю Ханнанову. И там я поняла, что я всегда интересовалась искусством. А так как я человек последовательный и академичный, то поняла, что хорошо было бы получить и профильное образование по этой теме. И я поступила в Екатеринбург на искусствоведение, потому что там, на факультете, как раз больше интересуются актуальным искусством. Потом какое-то время была свободным куратором, пока не попала в музей X-MAX, куда меня пригласил Максим Холодилин, ее владелец.

Как создавался Музей советского быта? Сначала я сама начала коллекционировать фарфоровые фигурки. Потом мне просто начали нести старые вещи. Сначала я сделала небольшой магазинчик для пробы, на Бульваре Славы, который тоже работал как своего рода клуб. Там стояли кресла, торшеры, все было уютно, можно было прийти поразглядывать вещи, даже ничего не покупая. Потом, когда мне уже стали заказывать школьные экскурсии в этот магазинчик, который не рассчитан на такое количество людей, я поняла, что спрос есть. Потом пришла идея, что можно размеситься на территории торгового центра. Но меня интересовала не только работа с уфимцами, которых я нежно люблю, хотя они и ленивые и нелюбопытные, меня интересует и работа с туризмом – это сверхзадача. Любят у нас говорить на эту тему: как создать туристический кластер, чем привлечь в Уфу туристов. Я вот решила влиться в это движение и тоже посильно чем-то привлекать. «Гостиный двор» и сам объект культурного наследия, и находится в абсолютном центре. Понятно, что люди приезжающие пойдут смотреть на Салавата Юлаева, зайдут в этно-парк «Ватан», а потом попадут и «Гостиный двор». Поэтому мне показалось это самым логичным местом, где можно расположиться.

Я не веду статистику посещений. Меня интересует всегда качество, а не количество. Я называю себя торговцем эмоций. Мне интересно наблюдать, как реагируют люди разного возраста, образования, сословия. Обнаружилось, что музей интересен любому возрасту. Он не только развлекательный, но и познавательный. Экспозиция у нас меняется каждый день. Я должна находить новые интересные способы экспонирования, заполнять каждый сантиметр выставочного пространства.

У нас в экспозиции есть торшер, который стоял на концерте Бориса Гребенщикова. Мы на него, наверное, табличку поставим и поднимем цену на аренду этого предмета.

В 2012 году я увлекалась проектом авторских экскурсий по Уфе. Привлекала и краеведов, и непрофессиональных экскурсоводов, чтобы они рассказали свое видение Уфы. Сейчас я свое внимание сосредоточила на тематической экскурсии «Уфа Советская», связанной с музеем.

Главное иметь четкую концепцию и эстетический вкус. И тогда даже с малым бюджетом, при наличии соратников, можно выпускать качественный культурный продукт.