Илюза Капкаева
заместитель главного редактора газеты «Вечерняя Уфа», культурный обозреватель, организатор крупных общественных событий
Эфиры от 3 июля 2017 года
Эфиры от 11 июля 2017 года
Думаю, что бизнес должен идти навстречу культуре.
Когда я пришла в редакцию, меня изначально бросили на вопросы образования. Я себя там некомфортно чувствовала. Это длилось несколько лет, пока меня не решили перевести в отдел культуры. У меня в семье все медики, мама и папа читающие врачи, они собирали огромную библиотеку, может отсюда у меня любовь к культуре.

Наш театр я полюбила благодаря спектаклю Михаила Рабиновича «Дядя Ваня». Обещанный на сдачу корреспондент заболел, и отправили в срочном порядке меня. Этот процесс, когда режиссер останавливает, поднимается на сцену, что-то меняет, произвел на меня огромное впечатление. Когда ты с чем-то соприкасаешься, то ты понимаешь, что за этим стоит огромный пласт работы.

Когда ты начинаешь ходить в театр, то начинаешь смотреть, запоминать, сравнивать. Ты меняешься. Бывает момент, когда признаешь свое поражение. Никогда не надо стесняться того, что ты не знаешь! Никто никогда не говорил, что в искусстве должно быть все понятно. Талантливый режиссер, музыкант, художник всегда оставляет для тебя некий люфт, чтобы ты придумал свою версию. Иногда она не совпадает с тем, что предлагают они.

Культура, на мой взгляд, не может иметь ограничений. Что касается свободы творчества, то тут некий момент нравственного закона. Когда человек голым сидит в клетке и преподносит это как перформанс, то ты начинаешь задумываться, все ли с ним в порядке.

Культура всегда была помощником власти, недаром ее называют трибуной! Вопрос прибыли в этой сфере – очень деликатный и даже болезненный. Сейчас такое время, что театры вынуждены зарабатывать. Театр - это огромный дом, и всех в нем надо содержать, кормить.

Думаю, что бизнес должен идти навстречу культуре. Я видела афишу спектакля, в котором играли местные бизнесмены. Я не пошла – мне неинтересно. Но я понимаю, что этим людям каким-то образом хочется примкнуть к тем, кто занимается искусством.

Совместно с благотворительным фондом «Мархамат» мы организовали фестиваль инклюзивных театров «Есть у каждого из нас звездочка своя». Его идея возникла тогда, когда я увидела, как культура помогает социализировать людей с ограниченными возможностями. Это важный рычаг, позволяющий самовыражаться. Мы еще не определились, на каких видах инвалидности нужно сосредоточиться в рамках фестиваля. Сравнивая первую и вторую «Звездочки», я понимаю, что у нас есть некие повторы. Театральное пространство для интегрированных театров не очень велико, к тому же мы дилетанты в этом деле.

На первый фестиваль театр из Набережных Челнов привез спектакль «Ежик и туман». Обычный театр кукол задумался над проблемой, как работать с детьми, которые не видят. Весь спектакль построен на тактильных ощущениях и запахах. Актеры ломают ветки, поджигают благовония, изображают шум шагов. Потрясающий спектакль!

Для чего человек ходит в театр на один и тот же спектакль? Он идет за переживанием, которое рождается на глазах. И если ты не богат на эмоции в жизни, то театр тебе это дарит. Конечно, кому-то нужна трагедия, кому-то комедия, кому- то важна мелодрама. Но ты всегда часть этой истории в этот конкретный момент.

Есть музеи, в которых технологии позволяют невидящим каким-то образом представлять картину, трогать. Подобного рода среда создана у нас в «Музее боевой Славы». Наша задача - вывести таких людей из замкнутого пространства.

На месте Министерства культуры я бы организовала для всех молодых театров города какой-нибудь маленький фестиваль. Чтобы действо шло онлайн на протяжении трех дней. И посмотрела бы, что из этого выйдет. Если бы это было плохо, я бы им объяснила, в чем проблема, если бы хорошо, то дала бы денег, чтобы они продолжали. Из ничего и не выйдет ничего. Нынче театр очень сильно зависит от денег, естественно, что человек будет бояться рисковать. Поэтому необходима площадка для молодых коллективов.

«Мархамат» реализует еще один замечательный творческий проект - «Детский альбом» В нем задействованы профессиональный чтец и симфонический оркестр. Дети сидят и с упоением слушают, они перестали скучать в театре.