Зарина Гайсина
ведущий специалист Уфы на рынке продвижения, PR-легенда. На момент первой беседы работала с Национальным симфоническим оркестром РБ. Сейчас руководит Центром современного искусства «Облака»
Эфир от 26 декабря 2016 года
Сегодня объектам искусства нужно повысить качество сервиса.
У меня появилась сильная тяга к искусству. Раньше за собой я не замечала, что с упоением хожу на концерты классической музыки. На днях в филармонии я слушала рождественскую музыку в исполнении симфонического оркестра и не заметила, как пролетел час. Наверное, сейчас в моей жизни присутствуют более тонкие вибрации. И я думаю, что это общий тренд - для людей стало важным проникаться искусством, произошло материальное насыщение. Поэтому сейчас очень популярны галерейные площадки, театр оперы и балета, филармония.

Искусство поддерживают и бизнесмены, и государство. В этом плане отклик идет живее. Продукты искусства продвигать проще.

Сегодня объектам искусства нужно повысить качество сервиса. Мы недавно в Национальном симфоническом оркестре сделали аналитическое исследование и поняли, что у нас резко помолодела аудитория. Если я раньше делала рекламу и ставила таргетинг 35+, то сейчас среди слушателей классической музыки очень много людей возрастной категории 25+. Для меня это было откровением. Я всегда думала, что классическую музыку слушают люди пенсионного возраста.

Мы идем к индивидуализации. Сейчас человек в рамках своего саморазвития предъявляет к себе высокие требования, старается читать интересную литературу, ходить на концерты. Наша аудитория ментально и интеллектуально растет.

Государственный концертный зал «Башкортостан» рассчитан на 880 мест. Традиционно в продаже находятся 850 билетов. Раньше нужно было проводить концерт в четверг или пятницу, чтобы обеспечить посещаемость. Сейчас день недели уже не имеет значения – на стоящий контент человек придет когда угодно.

За время моей работы с НСО максимальное количество слушателей собрал концерт памяти Микаэла Таривердиева с участием вдовы композитора. Это был аншлаг! Премьеры саундтреков тоже всегда проходят громко. Публика в Уфе любит современную классическую музыку, но также с охотой посещает выступления конкретных звезд. Например, молодой дирижер Максим Емельяничев традиционно собирает полные залы.

Концерт памяти Таривердиева получился для нас особенным и по другой причине. Это был первый опыт, когда мы столкнули разные целевые аудитории. Мы впервые попробовали сделать концерт светским. Еще на открытии сезона мы объявили о дресс-коде, постелили красную ковровую дорожку. Консервативная часть публики уже тогда подвергла нас критике. Говорили о том, что искусство должно быть массовым, не важно, во что ты одет, главное, чтобы было желание слушать хорошую музыку. Я думаю, прав каждый. Однако на концерте Таривердиева мы попробовали сделать праздник, создать светскую атмосферу! И большинство публики из категории 25-35+ нас поблагодарило. В перерыве мы подали алкоголь, и возрастные слушатели посчитали неуместным распитие спиртного там, где звучит классическая музыка. На самом деле, я рада, что такие люди есть. Они служат ориентиром. Больше алкоголь мы не подаем.

Учредитель Национального симфонического оркестра - Министерство культуры РБ. Оно ставит перед нами план, который мы выполняем - 97 концертов в год. Это 35 стационарных концертов и выездные выступления. Работа сложная, но интересная. Министерство считает, что в первую очередь мы должны быть носителям классической музыки и сделать так, чтобы она была доступна всем слоям общества. Это и физическая, и финансовая доступность, и доступность в понимании. Но у нас молодой творческий коллектив, который хочет творить что-то новое! Приходится соблюдать баланс, и нам это удается.

Эфир от 18 июня 2018 года
«Облака» - это моя жизнь, это мой ребенок, которого я очень люблю и о котором я готова говорить сутками.
В Уфе я посещаю те мероприятия, рекламу которых встретила и заинтересовалась. Часто с сожалением узнаю, что в каком-то музее прошла замечательная выставка, о которой я не знала – остается только кусать локти. Я открытый человек, люблю все новое. Недавно я посещала проект «Россия - Моя история». Меня восхитило, как красиво сплелись мультимедийные технологии и наша история, которая в учебниках подается скучно. А на выставке я поняла, что надо часов 12 на полный осмотр всех залов, поэтому мне хочется вернуться еще несколько раз. Особенно меня вдохновила мода и интерьер 60-х годов прошлого века, панорамный купол, мультимедийные книги. Я рада, что в Уфе есть такие проекты.

13 сентября Центру современного искусства «Облака» исполнится 5 лет – маленький и одновременно большой возраст. В этот раз мы привлекли к рекламной кампании детей, которые мило рассуждают об искусстве, рассказывают, висят ли картины в их доме. Предстоящий день рождения для нас – это повод поговорить с людьми о том, какое место культура и искусство занимают в их жизни, ответить на вопросы: где я в культуре и сколько культуры во мне? Я призываю каждого уфимца подумать о том, как часто он бывает в театре, в кино, на выставке, пускает в себя что-то новое, трепетное, дающее возможность развиваться как личности.

Все лето в «Облаках» будут идти пять мультимедийных выставок – Дали, Айвазовский, Рерих, Климт и Ван Гог. Рекомендую не посещать выставки подряд – обязательно нужно сделать перерыв.

Я посмотрела все выставки и составила свой рейтинг. Его возглавил австрийский художник Густав Климт. Выставка динамичная и яркая, пронизанная цветом и дополненная красивой музыкой – она отнесет вас в прекрасные светские времена, когда женщины блистали, когда писались замечательные большие портреты.

Выставка Рериха носит медитативный характер: поиски шамбалы, тибетская музыка, панорамные горы. Это возможность задуматься о вечности, о смысле бытия.

Выставка Ван Гога позволяет пережить драму гения, которого не поняли при жизни. Атмосфера заставляет сердце трепетать – яркая, но наполненная драматизмом жизнь художника не оставляет равнодушным.

Айвазовский – это великолепные панорамы. У него есть картины длиной 12 метров и 3-4 метра в высоту. На выставке все это представлено так масштабно и глубоко, что кажется, вот-вот вы услышите запах морской соли, почувствуете бриз.

Чтобы полноценно погрузиться в выставку Дали, нужно знать его биографию, понимать, какое влияние на него оказал психоанализ. В его работах спрятано очень много символов, поэтому выставка будет интересна тому, что уже немного разбирается в искусстве.

«Облака» - это моя жизнь, это мой ребенок, которого я очень люблю и о котором я готова говорить сутками.

У нас огромное количество источников коммуникации: наружная реклама, радио, газеты, телевидение и т.д. Объем падающей на человека информации – новости политики, экономики, культуры – очень большой. В какой-то момент мозг начинает фильтровать, человек может отключиться и не видеть, например, рекламы. Это связано с огромной перегруженностью. Поэтому при поиске культурных анонсов я рекомендую заходить напрямую на специализированные сайты, чтобы не тратить время – можно сразу увидеть всю палитру. Человеку сейчас легко потеряться в потоке информации, а нам – культурным учреждениям – тяжело вовремя что-то донести до аудитории.

«Облака» во многом развиваются благодаря общению с людьми в социальных сетях. Эта площадка – самый простой и быстрый способ получить обратную связь. Часто комментарии носят критическую направленность, и нужно быть готовым и к этому. Приведу пример. У нас проходит выставка «Призрачные воспоминания» про призраков. На ней горел тусклый свет. Несколько посетителей высказали мнение, что было бы хорошо выключить свет вообще. Мы подумали и решили ввести новый прием – зрители ходят в темноте и подсвечивают экспонаты фонариками. И это нововведение, которое нам посоветовали посетители, положительно отразилось на всем продукте.