Галия Чумарина-Даллакян
Консультант по развитию эмоционального интеллекта, соорганизатор проекта «Редкие лекции на русском», кандидат философских наук, преподаватель УГНТУ
Эфир от 13 февраля 2017 года
Гораздо важнее чувствовать позитив, чем демонстрировать его.
Что такое эмоциональный интеллект? Это система интеграции информации внешней среды, ее обработки и реагирования. Цель развития эмоционального интеллекта - повышение адекватности, а, следовательно, адаптивности человека во взаимодействии с окружающей средой.

Степень развития эмоционального интеллекта каждый человек может определить сам. Для этого нужно ответить честно на три вопроса. Могу ли ябы тем, кем хочу быть? Испытываю ли я те эмоции, которые хочу испытывать? Всегда ли я действую так, как хочу действовать? Когда нет положительного ответа даже на один вопрос, возникает психологическая энтропия, напряжение. Человек пытается всячески избежать возникшего дискомфорта, кидается в работу – зарабатывает диагноз «трудоголизм», уходит в экстремальные приключения, подсаживается на селфи, демонстрируя избыточное позитивное настроение.

Американская мечта, воплотившаяся в американской улыбке, сформировалась в 60-70 е годы прошлого века, когда экономика США как раз была на подъеме. Улыбка соответствовала мироощущению американцев того периода, позитивный социальный сантимент совпадал с личностным. А сегодня у них отмечается диссонанс и соответствующие проблемы.

Гораздо важнее чувствовать позитив, чем демонстрировать его. Эмоциональный интеллект формирует навыки, который позволяют человеку адекватно ситуации «включать» определенную эмоцию. А если просто демонстрировать гримасу, обозначающую улыбку, то это сканируется, и такая улыбка будет порождать недоверие, а, значит, будет снижаться эффективность коммуникации.

При всей кажущейся тривиальности рекомендаций по развитию эмоционального интеллекта, в основе лежит большая внутренняя духовная работа человека над собой.

«Редкие лекции на русском» читают специалисты в той или иной области знаний, которые отдали своим исследованиям годы жизни, а сейчас готовы поделиться своими знаниями. Задача наших лекций - ставить проблемы, которые осмыслены и исследованы учеными, специалистами. Мы стараемся показать спектр подходов к проблеме и сориентировать слушателя на то, чтобы он сформировал в себе желание дальше осмыслить полученное знание.

Проблема психоэмоционального состояния населения стоит практически во всех странах. Везде их решают по-разному. Например, во Франции популярны групповые тренинги смеха, в Великобритании – школы клоунов. В Голландии используются методы изоляции от суеты и гаджетов: человек в прозрачной кабинке подвешивается на определенной высоте и созерцает окружающее.

На сегодняшний день старые методы повышения эффективности труда не работают. Единственный ресурс, который в полной мере не разработан, это внутренний ресурс человека. В первую очередь речь идет как раз об эмоциональном интеллекте.

Нельзя терять интереса к людям. Потому что именно это и есть основа развития творческих возможностей и условие создания благоприятной атмосферы в городе. Тогда каждый человек будет оцениваться не только по толщине кошелька и статусу. Он будет ценен уже потому, что он личность со своим внутренним неповторимым потенциалом.