Алия Яхина
директор республиканского центра драматургии и режиссуры, театральный продюсер
Эфир от 30 января 2017 года
Единственно верный путь – развиваться и развиваться, получать результат, который будет нужен зрителю, жителю Уфы.
Республиканский центр драматургии и режиссуры позиционируется как некое творческое сообщество одержимых театром людей: людей пишущих – это драматурги; людей, которые хотят ставить созвучные нашему времени тексты – это режиссеры; людей, которые хотят, мягко говоря, реформировать сегодняшнюю действительность в театральном пространстве республики. Но я не устаю повторять, что в период нашего возникновения мы не исходили из мысли стать в противовес стационарным репертуарным театрам Уфы или Республики Башкортостан. Мы в первую очередь были созданы в виде альтернативы – в качестве экспериментальной площадки и образовательной платформы. Поэтому за два года нашего существования мы не придумали ничего нового. Вообще я в свое время обучалась на продюсерском факультете ГИТИСа. Для меня театр - глоток свежего воздуха.

Я вижу, как весьма неплохо развиваются наши государственные театры, какая разнообразная репертуарная политика – на любой вкус и цвет, хочешь – классика, хочешь – современная драматургия, хочешь – Островский в джинсах. И в то же время появляется целая плеяда некоммерческих проектов. Например, De Bufo, уличный театр «Эндорфин», The Театр. И все это сосуществует, все это параллельно обогащает театральное пространство и увеличивает аудиторию. Люди интересуются.

Часто мы слышим, что театр находится на стадии стагнации. Вокруг стремительно развиваются телевидение, технологии, шоу-бизнес, все виды зрелищных искусств. А тут-театр…

Когда видишь разнополярные взгляды после каждого спектакля или читки, когда кто-то говорит «как же можно это читать со сцены», а другие поражаются тому, как «монолог юной девушки может быть так безобразно прекрасен», возникает рефлексия, как у зрителей, так и у тех, кто делает.

Расскажу о фильме «Без репетиций». Его сняла уроженка Башкирии Наркас Искандаровой, а я выступила в качестве сопродюсера. Сюжет основан на реальных событиях. Это история актера, который заболел рассеянным склерозом и не смог продолжить блестящую актерскую карьеру, был вынужден уехать далеко от стрессового города. С одной стороны, это безжалостная история, с другой – она показывает, обнажает суть отношений между людьми внутри театра. Кстати, в фильме снимались настоящие участники этой истории. Для меня это тема принятия неизбежности. Вообще Наркас Искандарова – театральный режиссер, и сейчас ушла в кино. В планах у нее поучаствовать с этим фильмом на фестивале в Каннах. Кроме того, Наркас приступает к сьемкам большого игрового кино, где уже в главных ролях определены российские звезды: Анна Мехеева, Сергей Пускепалис.

В Уфе специфическая публика. В ноябре я была на концерте «Легенды Ирландии и Шотландии». Звучали вместе орган и шотландская волынка. Был полный Малый зал Башфилармонии. Это был прекрасный камерный концерт, чувствительный. А есть стадионные концерты, когда ты покупаешь билет на танцпол и стоишь в десятитысячной толпе и чувствуешь дикое единение. Так, на юбилейном концерте «Руки вверх» был полный аншлаг. Организаторы проводили второй концерт в Стерлитамаке, и люди из Уфы на специально организованном транспорте ехали туда.

Конечно, на первый взгляд посещаемость того или иного мероприятия определяет успешность. С другой стороны, есть масса примеров, когда критика, театральная или музыкальная, поддерживает проект, говорит о его гениальности, а зал пустой – тишина.

Мне интересен этот вопрос и с точки зрения профессии: я, как автор, продвигаю проект и хочу, чтобы он был интересен зрителю и чтобы творческая команда во главе с продюсером на этом что-то заработала. Как найти грань? Идти на потребу публике и делать массовый продукт – то, что активно муссируется в СМИ. Или остаться на той ступени элитарности, когда искусство не для всех. Я думаю, что золотой середины не будет никогда.

Уфа совершенно избалованный город: в неделю проходит около 20-30 представлений разного формата, на любой вкус и цвет. Сейчас средняя заполняемость составляет от 60 до 80%. 100%- это разовые крупные стадионные проекты. Так, Земфира в прошлом году (концерт в феврале 2016 года) сорвала аншлаг.

Я с радостью отмечу, что количество площадок увеличивается. Площадки интересные, каждая хочет стать концептуальной, выстраивает свою репертуарную политику. Театры активно борются за своего зрителя и не перестают удивлять, активно выходят в интернет-пространство, становятся клиентоориентированными.

Когда мы решили восстановить семинар для драматургов на озере Талкас в Баймакском районе Башкирии, то обратились в министерство культуры. И оно нас поддержало. Понятно, что есть частные средства, но есть еще и хорошая, ощутимая государственная поддержка. Благодаря гранту, который мы получили, удалось провести для мероприятия: режиссерскую лабораторию и семинар для драматургов – это большой задел на будущее.

Единственно верный путь – развиваться и развиваться, получать результат, который будет нужен зрителю, жителю Уфы.