Виолетта Ибатуллина
совладелица частной галереи «Мирас», куратор крупных проектов в области искусства
Эфир от 5 декабря 2016 года
Запрос на потребление искусства очень маленький
Визуальное искусство нужно Уфе. Может, не все об этом задумываются, но это однозначно так. Город-это всегда какое-то наполнение. Когда появляются арт-объекты, то появляются истории, связанные с ними, пешеходные тропы, уютные места.

Мы мечтаем, чтобы аллею ArtTerria город принял. Чтобы она стала естественной частью Уфы. Чтобы этот отрезок улицы Ленина уже не воспринимался бы без нее.

У нас в городе представлена классическая скульптура, но мало образцов современной скульптуры. Это побудило задуматься о проведении симпозиума. Всегда интересно ставить какие-то задачи себе! Это задача, конечно, была очень амбициозная. Спасло, наверное, то, что мы не до конца понимали, что нам предстоит делать. Над проектом работало огромное количество самых разных людей. Крайние полюса – это скульпторы и чиновники, а между ними масса партнеров и друзей. Это все очень долго склеивалось.

Конечно, хочется заниматься большими крупными проектами, но они не рождаются как пирожки. Дублировать не хочется. И потом всегда важно учитывать и финансовую сторону.

Практика международных скульптурных симпозиумов существует. Она широко применяется в мире, и лидирует в этом деле Китай. Они собирают огромное количество скульпторов и работают с разными материалами – металлом, деревом, гранитом. Катализатором идеи провести симпозиум в Уфе был Руслан Нигматуллин, который сам непосредственно участвовал в подобных международных проектах.

ArtTerria - проект не про деньги! Это проект про дело! Это было огромное желанию. Я люблю, когда у дела помимо обертки есть полноценное содержание. Наверное, это дало нам возможность найти людей, которые нас поддержали, и конечно, нашего главного инвестора - председателя совета директоров «Уфанет» Марата Ахметшина.

Галерея «Мирас» занимается продажей картин, продюсированием художников, организацией выставок. У нас всегда бесплатный вход. За время существования галереи ее посещали и самые простые люди, и иностранные делегации. Это не бизнес - это дело.

Запрос на потребление искусства очень маленький. Искусство всегда было штучным товаром, а покупатели, ценители, коллекционеры - это единичные люди. Если мы говорим о посетителях, то хотелось бы большего доверия. Вы же приходите в профессиональную галерею, к профессионалам. Резкие и категоричные комментарии часто сбивают с толку.

Аудитория «Мираса» поменялась за 20 лет существования галереи. Если мы говорим о покупателях, то это люди, обладающие неким материальным ресурсом. 10 лет назад это были люди 55-60-ти лет. А сейчас очень приятно, что приходят тридцатилетние, образованные, занимающиеся саморазвитием, думающие, смотрящие. Возможно, у них еще нет свободных денег, чтобы вкладывать в искусство, но им это интересно. Когда ты видишь, что делаешь все не в пустоту, а получаешь отклик - это очень воодушевляет! Это заряжает и дает силы для новых проектов!

Бывает так, что человек учится разбираться в искусстве, но ничего не чувствует. Движения души нет. Искусство - это иррациональная вещь, мы воспринимаем его на уровне эмоций. Должна произойти некая внутренняя смычка.

Мы достаточно требовательны к себе и держим в галереи хороший художественный уровень. Показываем только те вещи, которые достойны называться искусством.

Эфир от 24.09.18
«Мирас» - галерея коммерческая. Это не ругательное слово, это просто означает, что она существует засчет продаж картин. Я горжусь нашим вдумчивым и серьёзным подходом к выбору экспозиций. Мы постоянно выставляем творчество местных, современных авторов, например, Ольги Самосюк. Она плодовитый художник, график и акварелист. Наша галерея активно участвует в Уральской культурной жизни, недаром она старейшая в республике.Недавно мы выехали в Екатеринбург на «Евразийский фестиваль современного искусства». Мы выделялись и экспозициями, и самими работами, и мышлением. В Екатеринбурге тоже интересные работы, но не сравнится с теми, что есть у нас, в Уфе. Тем не менее, в Екатеринбурге есть кое-что важное - привычка покупать искусство. Есть люди, что формируют коллекции и даже строят галереи. Уфа не самый бедный город, в нём серьёзные бизнесмены и серьёзные художники... но нет её, нет привычки покупать искусство. Думаю, такие вещи должны пропагандироваться на уровне администрации, должен подаваться пример. Потому что без внимания со стороны государства ситуация не поменяется.

В последние годы говорят про какую-то самоокупаемость искусства. Я считаю, в этом нет смысла. Чтобы искусство развивалось, туда надо деньги вкладывать. Талантливые, серьёзные деятели искусства идут впереди своего времени, и далеко не все могут сразу их воспринять. Они нуждаются в поддержке. На протяжении истории за спиной у серьёзных проектов всегда был надёжный меценат, который позволял заниматься искусством. Хорошо бы у нас была экспертная институция, которая подтверждала бы ценность картин как вложения, бизнес бы обратил внимания на этот рынок как поле для инвестиций.

Но какие же люди покупают картины? Это иррациональное движение души, доказательство высоких потребностей, уровня развития. Я думаю, что настоящие коллекционеры чуть ненормальные - в самом лучшем смысле. Они и жадные, и щедрые. Много факторов должно совпасть, чтобы человек стал коллекционером. Это и доход, и вкус, уровень образования, интерес, потребность, но прежде всего движение души.