Олег Лищенко
директор издательства «Белая река»
Большое заблуждение – считать, что книга умирает.
Издательство «Белая река» - крупнейшая в республике типография. Мы располагаем огромным количеством разного оборудования – от ролевых машин для печати больших тиражей, заканчивая машинами для цифровой печати. Мы умеем делать книги, открытки, листовки, календари, недавно начали печатать индивидуальную упаковку - это отдельная ниша, которая имеет богатый потенциал для развития. Речь идет, например, об упаковках для конфет, этикетках – это то, что способно сделать уникальный подарок. Можно сказать, наше издательство «печатает эмоции».

Сейчас мы запускаем новое печатное оборудование «Ксерокс», которое способно печатать много, на любых материалах и, самое главное, «уверенно» - то есть позволяет нам быть уверенными в том, что мы быстро и качественно выполним заказ.

С 2010 года мы от больших, «промышленных», тиражей переходим к малым тиражам – именно на них направлены все наши силы и мысли. Кому нужны малые тиражи? Есть две категории заказчиков. Первые – это те, кто хочет поделиться своими мыслями со знакомыми, рассказывают о своих родственниках, анализируют родословную, все экземпляры книг они раздаривают. Вторые следуют принципу «лучшее – враг хорошего». Что это значит? Благодаря цифровой печати, у клиента появилась возможность не ждать, когда появится идеальный продукт. Можно напечатать несколько экземпляров «здесь и сейчас», а уже после дорабатывать и исправлять.

В чем проблема малых тиражей? Поначалу мы не умели этого делать, не было технической возможности. Эту проблему мы решили, появились цифровые машины. Но возникла другая – как подготовить материал к печати. Прием, платежи, отгрузка, доставка – к сожалению, несформированная инфраструктура увеличивает время работы с заказом. Кроме того, клиент привык к высокому качеству офсетной печати, поэтому когда мы печатаем в цифре малые тиражи, разницы не должно быть заметно, человек вообще не должен видеть, на чем печатается его заказ. Для того мы и покупаем новое оборудование – чтобы быть уверенными, что все получится так, как задумал клиент.

Большое заблуждение – считать, что книга умирает. Да, может быть, умирают отдельные виды и жанры – почти не нужны справочники, всю информацию можно найти в интернете. Но книга нужна, более того – она становится более дорогой, она элитарна. Я могу судить на примере магазина «Знание» - ассортимент растет. Если раньше мы продавали около 10 тысячи разных книг, то теперь – больше 30 тысяч.

Самая трудная категория заказчиков – люди, которые не знают, чего хотят. Мы готовы помогать ему в меру сил и возможностей. Но лучший дизайн – все равно тот, который рожден в муках вместе с заказчиком. Вообще, самая главная проблема сегодня – это кризис идей на рынке. Заказы становятся меньше, но их больше – вместо 9-15 в день – 60-150. Где взять новые идеи для этого? И в этом смысле мы бы хотели работать с креативными молодыми людьми, привлекать студентов и особенно – рекламные агентства.

Сейчас в издательстве работают около ста, включая сотрудников двух магазинов. Костяк составляют люди, которые проработали здесь больше десяти лет. Есть даже сотрудники, которые с нами с самого рождения издательства, то есть больше 20 лет, - это, например, главный печатник и главный бухгалтер. Но мы всегда рады, когда появляется свежая кровь – молодые люди, активные, дерзкие, готовые учиться и работать.

Издательское дело развивается, многое меняется. И мы тоже становимся более современными, более гибкими. Новая техника позволяет нам быть уверенными в том, что мы сможем удовлетворить потребности рынка. Надеюсь, что клиенты не дадут нам заскучать – только спрос может двигать отрасль вперед.

Эфир от 11 сентября 2017 года
«Знание» ежедневно посещает около тысячи человек.
Много чего изменилось за 20 лет свободной издательской деятельности. Если мы раньше стояли в очереди для того чтобы получить книгу, то сейчас можно в любой момент зайти в магазин и взять все, что душе угодно. Если не нашли в магазине, то можете оставить заявку и получить то, что вас интересует. С другой стороны, раньше, мне так кажется, покупать книги было больше модно, чем необходимо. Книги выпускались огромными тиражами и раскупались. Но читались ли эти книги? Большой-большой вопрос. Сегодня же книги не выпускаются большими тиражами – 5 тысяч экземпляров сегодня уже считается большим тиражом, хотя 20 лет назад и 50 тысяч не считалось чем-то запредельным. Я не беру в расчет бестселлеры типа «Гарри Поттера», которые хорошо раскручиваются и выпускаются огромными тиражами.

Но давайте обратим внимание на ассортимент. Раньше нормой считалось 5 тысяч, сегодня это 20 тысяч наименований! Получается, что тиражность упала, но ассортимент возрос.

По нашим наблюдениям, зачастую люди приходят в книжный магазин, чтобы просто посмотреть, что продается, из любопытства – без цели купить. Конечно, кто-то идет за конкретной книгой, особенно, если она хорошо рекламируется. Но основная масса заходит в магазин, прежде всего для того, чтобы провести там время. И мы работаем над тем, чтобы магазин был интересен именно с этой точки зрения. Мы хотим, чтобы книжный магазин не превращался в булочную, куда зашли купить и ушли. Конечно, для книжного магазина не характерна большая конверсия. Хотя «Знание» ежедневно посещает около тысячи человек.

Мы стараемся держать максимально возможный перечень ассортимента книжной продукции – в том числе, произведений местных авторов. У нас есть целый отдел национальной литературы – на башкирском, татарском языках. И этот отдел по товарообороту не уступает кулинарии.

Было много мифов следующего плана: «появилось кино - театр умрет», «появился видеомагнитофон - кинотеатр умрет». Но мы видим, что это не так. Для каждого времени есть какие-то предпочтения, но в целом все развивается параллельно. С книгой то же самое. Многие говорят о том, что Интернет убивает книгу. Но, с другой стороны, что такое книга, например, для ребенка? Это подарок. Вы же не подарите сыну ссылку в Интернете?

Общество становится другим. Есть люди, которые все меньше читают – и Интернет, и газеты, и книги. Они просто перестают читать. По какой причине – ленятся или не интересно - это другой вопрос. А есть также люди, которые как читали, так и читают очень много с любых источников.

По магазину «Знание» трудно объективно оценивать возраст основной аудитории. Магазин расположен таким образом, что вокруг него много университетов и школ, поэтому мы больше сталкиваемся с молодежью или родителям, которые покупают книги детям. Но не буду утверждать, что это повсеместно.

Я с большим трепетом отношусь к книге. Я, прежде всего, типографист, а потому мне интересна сама технология. Я преклоняюсь перед мастерами, которые выпустили книгу 30, 100 лет назад. Каково тогда было изготовить книгу, чтобы она не рассыпалась, чтобы люди зачитывались! С каким трепетом они относились к оформлению книги. Так как издать книгу было очень сложно, то и подходили к этому вопросу очень тщательно. Сейчас все гораздо проще – можно всю работу проделать на компьютере. Я не говорю, что это плохо. Просто изменились возможности.

Мы в издательстве работаем над тем, чтобы иметь возможность издать книгу любым тиражом, начиная от единиц. Об это много говорится лет пять. После того, как появились цифровые принтеры и возможность скреплять листочки не руками. Но все равно это сложно, а потому пока не популярно. Этот рынок еще только в начале пути.

У нас есть в магазине перспективное место, где можно сделать выставку, посвященную истории книгопечатания. Одновременно хотим поместить специалиста, который мог бы квалифицированно принимать заказы на печать индивидуальных книг, напрямую общаться с клиентами. Показать людям, что сегодня изготовление книг – не простое занятие, но не несбыточное.

20 лет назад самая большая проблема была понять, что человек хочет. Он приходил с непонятным набором информации, кучей рукописей. Сейчас люди приходят с понятными файлам и вполне читаемыми рукописями, фотографиями в адекватном состоянии. Тут тоже палка о двух концах - раньше несли слайды, которые были высокого качества, а сейчас нащелкают на телефон и считают, что их фотографии шедевры.

Самая большая наша цель с точки зрения организационной – начать процесс приватизации. Действующая форма собственности (ГУП) мешает развитию. Также нам интересно развиваться в плане взаимодействия с клиентами, использования всевозможных технологий.

Примерно год назад я увидел, как на 3D-принтере печатается книга. Сперва изображение, потом «бумага», потом снова изображение. Используется специальный разделительный состав, чтобы слои не склеились. Конечно, пока это безумно дорого и не очень качественно. Раз началось движение, то это будет актуально в ближайшее время, процесс пойдет.

Мы начинали как информационно-издательский центр Государственной налоговой инспекции по Республике Башкортостан. Это была достаточно серьезная и кропотливая работа, мы старательно выполняли те функции, которые на нас возлагались. Затем перед нами появилась задача наладить высококачественную печать этикеток для нашей ликеро-водочной промышленности. Многое изменилось, и этикетка ушла в сектор другого технологического поля. Потом мы сместились в печать книжно-журнальную, и в этой области развиваемся и работаем сейчас.

20 лет назад средний срок изготовления книги составлял три недели, и все считали, что это быстро. Сегодня средний срок реализации заказа составляет 3-4 дня.