Александр Дубовик
Тренер личной эффективности, психолог
Эфир от 5 февраля 2018 года
Логика теории «Формат мышления» - в человеке не надо развивать то, чего в нем нет.
У человека всегда была потребность познавать мир вокруг себя. Желание объяснить мир породило все религии. То есть помимо изучения явлений природы, человек пытался понять, почему разные люди поступают по-разному, почему у кого-то в жизни что-то получается, а у другого нет. Постепенно сформировалась наука – психология, и она пытается объяснить поведение людей. Многие люди до сих пор не считают ее наукой, потому что в отличие от математики там сложно что-то померить, сложно ввести какие-то цифровые показатели.

В психологии, как и в любой другой науке, бывают теории, которые со временем отвергаются. Например, теория Дарвина сегодня уже стала законом, потому что там есть конкретные экспериментальные подтверждения тому, что эволюция существует, как и естественный отбор. Но параллельно с теорией Дарвина возникали другие теории, которые без доказательств так и остались теориями. Другой пример из медицины. Существует около 20 теорий возникновения рака – и вирусы, и психосоматика, и иммунитет. Или множество теорий относительно возникновения шизофрении, которые тоже пока никто не доказал. Ученые ищут ответ, пока не смогут что-то доказать.

Биологическая эволюция в нас продолжается, но кроме этого происходит еще и социальная эволюция, а это целый ряд мотивирующих вещей, кроме инстинкта самосохранения. Есть люди, которых в первую очередь важна безопасность, и ключевой мотив их поведения – поиск безопасности, личной или коллективной. Есть категория тех, для кого важна выгода, и им всегда нужно понимать, почему им это выгодно. Есть люди, которым важно, чтобы они были увиденными, услышанными, замеченными, им важна внешняя оценка: даже если тебя ругают, это хорошо – «меня заметили». Этой категории людей больше всего. Я, конечно, не проводил исследования всей России по правилам выборки, но люди-презентаторы, которым хочется быть замеченными, ходят на тренинги чаще, чем на рыбалку, где можно остаться в тишине наедине с собой. Мир так устроен, что запросы на профессии и поступки людей с презентационными навыками очень много. И, соответственно, естественный отбор приводит к тому, что люди, которые себя реализуют, кажутся более успешными, они оставляют после себя больше потомства, быстро мыслят и переключаются. А наш век как раз задает запрос на быстрое движение.

Если говорить про большие промышленные предприятия, то у них запрос преимущественно на тех, кто как раз ходит на рыбалку – им не хватает людей, которые умеют что-то делать руками. Сейчас презентационные люди заполняют пространство. У нас рабочий человек сегодня не воспринимается как успешный, мы живем не в 70-е годы, когда Гоша из фильма «Москва слезам не верит» был секс-символом. Можете представить, чтобы слесарь в наше время фигурировал по телевизору в таком ракурсе. Этих людей, которые что-то делают руками, очень не хватает. Но это еще может быть человек незаметных профессий – бухгалтер, который чувствует себя хорошо, когда сидит, считает числа, сдает то, что насчитал главбуху в конце месяца. В эти профессии попадают люди по принципу «ты же больше ничего не можешь» - ты ничем не руководишь, ты не успешный продажник и т.д.

Мы все ищем работу и находим ее. Вопрос не в том, где ее искать, вопрос в том, что является критерием отбора, как оценивать человека, когда он приходит. По всяким рабочим специальностям, на сегодняшний день, мне кажется, критерием отбора является принцип «пришел и, слава богу, нам таких людей не хватает». Но это не значит, что человек будет хорошим работником.

Давайте рассмотрим ситуацию: разные люди приходят в выходной день в парк. Что они там делают? Одни попытаются найти максимально укромное место, где можно сидеть и заниматься чем-то своим – играть в шашки, например. Эти же люди могут спокойно провести день в одиночестве на берегу реки с удочкой, и им даже не важен улов. Это люди, которые мыслят системно, пошагово, готовые ежедневно выполнять однообразную работу, и им будет хорошо. Другим в парке важно занять какую-то точку, откуда можно наблюдать за остальными, анализировать, а потом, например поделиться своими мыслями в социальных сетях. Это люди-аналитики или творческие люди, которые привыкли что-то создавать свое уникальное – они от этого кайфуют. Либо же это люди, которым важна комфортная среда, они легко вычисляют опасности вокруг – соответственно, это люди аналитических профессий, которым выдают некий объем данных, в котором надо что-то найти. Они, как правило, становятся душой коллектива – сглаживают все отношения, потому что им так комфортно. Презентатор в парке, скорее всего, пойдет на танцплощадку или ресторан, где можно громко кричать, поучаствовать в диспуте – например, если есть зал, где показывают и обсуждают артхаусное кино. Мы обсудили три вида людей, а вообще в классификации их восемь.

Люди отличаются тремя параметрами: скоростью, которой они мыслят (переключение в новые идеи); структурированием информации (насколько важно жить в условиях структурированное информации и процессом выстраивания); объем (какими масштабами человеку комфортно мыслить). Есть люди, которые живут в я-формате: есть я, мой мир, и все зациклено вокруг меня. Кому-то нужен коллектив, и человек лучше проявляется через взаимодействие с другими. И есть те, кто мыслит масштабами Вселенной – им все равно, что происходит в их доме или в организации. Таких людей очень мало – около 5%. В каждой категории можно найти людей одной из трех мотиваций: выгода, безопасность, презентация.

Логика теории «Формат мышления» - в человеке не надо развивать то, чего в нем нет. Не надо из системщика растить презентатора – он никогда им не станет. Человеку важно понять свой формат мышления и развивать те качества, которые свойственны для этого формата, и тогда он будет успешен.