Рина Гринберг
руководитель книжного магазина «А-книга»
Эфир от 28 августа 2017 года
Какие перспективы? Люди будут читать, а книги будут дорожать.
Сейчас, накануне 1 сентября, покупают учебники. И при нынешних ценах на учебники, родители не думают о том, чтобы купить еще и книгу какую-то дополнительно.

Кстати, несмотря ни на что, люди продолжают покупать Донцову. Кажется, что не может автор так долго писать столь востребованные книги, но, тем не менее, ее покупают.

Книжный бизнес живет. Это дело начал мой папа, а я, еще будучи школьницей, после уроков приходила продавать книги. То есть книжным бизнесом я занимаюсь очень давно.

Я считаю, что в нашем деле практически все времена были лучше, чем сейчас. Меня многие обвиняют в определенном пессимизме, но я думаю, что рынок сжимается. Уходит потребительский спрос – люди меньше читают. Если бы читатели ушли в электронные книги, я бы была рада. Но я считаю, что они просто меньше читают.

Хорошее время пришлось на 90-е. В тот период мы продавали одно наименование сотнями экземпляров, сейчас сотни наименований по одной или две штуки. Ассортимент увеличился, а количество продаваемых экземпляров уменьшилось.

Когда какие-то книги выстреливают по рейтингам или отзывам, мы стараемся представить их на прилавке. Это скорее дело чести, но не дело бизнеса.

Какие перспективы? Люди будут читать, а книги будут дорожать. Читать модно! Если человек читает книги, то он умный. И я верю, что люди, которые выкладывают в сети фотографии с книгами, не только их фотографируют, но и открывают и читают. Невозможно стать умным человеком и вырастить умного ребенка, не читая книг. Время докажет, что я права.

После пережитого голода и желания приобрести все, покупатель стал более избирательным. Пошла волна популярности нон-фикшн литературы, современной зарубежной прозы. Это примерно начало 2000-х, времена Чака Паланика. Потом цена книги стала расти, и этот рост будет продолжаться. Отчасти это нормально. Возможно, открою для вас секрет – у нас больше половины книг печатается в Китае. Если говорить о детской литературе на качественной бумаге, то она на 90% печатается за границей сейчас. Представляете, даже при таком росте курса валюты издателям проще печатать там. Почему? Потому что они либо не могут найти здесь такой мощности, либо просто не получается договориться по цене.

Лет 10-12 назад мы печатали башкирский словарик в Дюссельдорфе, и это было выгоднее, чем в России. Это факты, которые можно как-то трактовать, искать причины, но они останутся фактами.

В России порядка 1000 издательств. Из них 900 продают книги по предоплате. В маленьких магазинах с небольшую комнату вместится около двух миллионов, если говорить о деньгах. В книгах работает знаменитый принцип «80 на 20». Средний срок продажи книги составляет три-четыре месяца. Получается, что в течение этого срока мы продаем 20% книг – это детская литература и отечественная классика, XIX и XX век.

Учебная литература - это огромный бизнес. И топовым становится тот учебник, на котором стоит печать Министерства образования и про который в школах родителям говорят, что он хороший. Книжка в мягком переплете 10-15 страниц будет стоить, например, 30-50 рублей. Учебник с аналогичным количеством страниц и качеством печати – 150-200 рублей. Я не делаю суждения относительно качества содержания учебников. Я пытаюсь разобраться, почему они стоят таких денег. Почему-то я не склоняюсь к позиции, что конкретный учебник рекомендовали, потому что он конкурентен по содержанию. Скорее я склоняюсь к тому, что в этом вопросе присутствует коррупционный фактор.

Проект «Растем вместе», как и многие бизнесы, связанные с детьми, появился тогда, когда родился ребенок. Когда он подошел к трёхлетнему возрасту, а мы же прекрасно помним, что «после трех уже поздно» и начинается паника: он не говорят на пяти языках, не знает таблицу умножения – все пропало! И я стала рассматривать варианты, кто же сделает из моего ребенка гения (все вышесказанное в этом абзаце произносится с ироничной интонацией). И я увидела этот огромный рынок: «Супер-малыш», «Супер-вундеркинд», «ваш ребенок будет конкурентным», «мы из него вырастим успешного человека». Как все это продается, по ощущениям напоминает сетевой маркетинг. И я стала смотреть, что они предлагают, и поняла, что меня все это не устраивает. Я понимала, что развитие ребенка основывается на наработке базиса и методологии, использование которых позволяет двигаться вперед. Я видела все эти вопросы иначе, чем происходит в «развивайках». Мне повезло, что рядом были еще люди, которые разделили эту концепцию и вместе со мной организовали «Растем вместе». Мы работаем уже шестой год. Мы берем детей с трех лет и ведем их до школы. Кстати, наших выпускников школы буквально разбирают. Что, на наш взгляд, должны уметь дети: уметь учиться, хотеть учиться, уметь систематизировать и накапливать знания, должны быть внимательными и усидчивыми – то есть это набор базовых качеств, которые помогут человеку влиться практически в любой коллектив и выбрать любой путь. Разумеется, читать и писать они тоже учатся у нас.

Сейчас существует масса способов обучать ребенка – домашнее обучение, семейное, очное, очно-заочное. И когда мама сталкивается с этим вопросом, далеко не факт, что она сделает правильный выбор.