Камилла Тимашева
соорганизатор клуба Zеркало при кинотеатре «Родина»
15 марта 2018 года
Успех авторского кино во много зависит от маркетинговой составляющей
Авторское кино можно смотреть с юности. По своему опыту скажу, что в начале 2000-х годов на РТР показывали очень интересные авторские фильмы, я до сих пор их помню. Наверно, именно тогда я почувствовала свой интерес к данному жанру. Мне было 13 лет.

Термин «авторское кино» связан с теорией одного из основоположников новой французской волны Франсуа Трюфо. Это известный режиссер, яркий представитель своего времени – 50-х годов. Именно тогда произошел некий отход от коммерческого подхода к сьемке и появился интерес к экспериментам, применению новых средств и приемов в кинематографе. И была плеяда режиссеров - Годар, Лювек, Трюфо – которые заложили основы авторского кино, отличного по форме и взглядам. Главное для них – создание собственного индивидуального стиля. Режиссер в авторском кино полностью участвует во всем съёмочном процессе, сам решает, что хочет выразить. Массовое кино очень сильно зависит от продюсера. Потом уже, во второй половине века в Америке стал появляться артхаус. И, что характерно, там стали появляться артхаусные кинотеатры. Появилась интеллектуальная ниша кино, фильмы, которые снимают национальные меньшинства и т.д.

Успех авторского кино во много зависит от маркетинговой составляющей, от возможностей режиссера донести свой фильм. В странах, где кино мало смотрят или нет громких фестивалей, с этим могут быть проблемы. Например, в США есть фестиваль независимого кино Sandens, и, если молодой режиссер попадает туда со своей картиной, становится известным, поле для его деятельности расширяется и то, что он снимает в последующем, сможет увидеть массовый зритель. Если есть поддержка независимых кинотеатров.

В России бытует мнение, что есть авторское кино, понятное только самому режиссеру и узкому кругу зрителей, но имеющее высокую художественную ценность. Этому противопоставляется массовое кино, не представляющее высокую ценность. Я считаю, что такого подразделения быть не должно – авторское кино тоже интересно и доступно, и это надо показать. Многим проще и привычнее посмотреть блокбастер или комедию, а не вникать и вдумываться в более серьезное кино. Артхаус и авторский формат – это всегда критическое осмысление реальности, в нем присутствует режиссерский взгляд, который может не понравиться, ведь далеко не всегда есть хорошая концовка. Такие режиссеры касаются социальных тем, не стремятся к позитиву. Но в целом авторское кино очень разноплановое.

Фильм «Довлатов» Алексея Германа-младшего стоит на стыке авторского и массового кино. Здесь затрагивается история многим известной личности, и это привлекает внимание. Я увидела в фильме режиссерский почерк Германа, узнала его особенности, формы съемок. И с этой стороны «Довлатов» - авторское кино.

Успех авторского кино зависит от продвижения в той или иной стране. Под успехом я подразумеваю не только сборы, но и просто возможность показать фильм в кинотеатрах – многие просто не принимают к показу, потому что нет финансовых гарантий по посещаемости картины.

В киноклубе мы показывали фильм «Манифесто», где главную роль играет Кейт Бланшетт. По сценарию 13 персонажей, которых она одна исполнила, произносят манифесты прошлого столетия на тему искусства, политики и т.д. Мы готовили публику к этому фильму – нашли все манифесты, которые она произносит, распечатали их – без знания сложно разобраться в огромном пласте информации, которая выдается в кино. «Манифесто» представляет собой перформанс одного героя, и мы решили внести в показ интерактив и таким способом привлечь зрителей. Удалось собрать полный зал! Наверное, это самое яркое авторское кино, которое мы показывали. Думаю, что в широком прокате оно бы не собрало полный зал.

В авторском кино зачастую выражается какая-то проблема. Однако не всегда есть какой-то глубокий смысл, ведь помимо этого, само понятие включает и стиль режиссера, съемку, планы, кадры. И в этом отношении такой фильм может быть нетипичным, что дает большую свободу автору – нет ограничений по хронометражу, например.

Раньше на мировых фестивалях сериалы не награждали – они не воспринимались всерьез. Но режиссеры «Игры престолов» или других серьезных работ доказали, что сериал может быть сделан очень качественно, на высшем уровне.

Каждый год проводиться фестиваль короткометражек Manhattan: это много разноплановых фильмов разных авторов со всего мира. Всегда он собирает полные залы, люди интересуются.

Существует Международная конфедерация артхаусных кинотеатров – орган, которых занимается поддержкой и развитием авторского кино. В России только два кинотеатра входят туда – московские «35 миллиметров» и «Пионер».

У нас есть возможность показывать авторское кино в рамках киноклуба, но существовать отдельно как кинотеатр для независимых авторов, основываясь только на зрительском интересе, пока мало шансов.

В России социальная фактура разная и во многом отдает мрачностью, поэтому выходит много фильмов, которые называют, на мой взгляд, некорректно, «социальная чернуха». У режиссеров есть возможность придать форму этой фактуре, и таких фильмов было много.