Наталья Бадоля
руководитель технопарка УГНТУ
Эфир от 9 апреля 2018 года
Моя мечта – сделать технопарк такой площадкой, куда может прийти любой человек
В этом году технопарку будет три года. Уже есть некоторые точки, на которые можно опереться, рассказывая о своей деятельности. Идею создать в северной части города технопарк подал глава республики Рустем Хамитов. Он открылся на базе Нефтяного университета в Черниковке, чтоб стать местом притяжения молодежи, чего не хватает в этом районе в отличие от центра, где концентрация интересного выше. Компания «Башнефть» помогла построить и оснастить четырехэтажное здание – 11 корпус УГНТУ, который включает в себя многоуровневую систему отношения от школьной скамьи до серьезной профессиональной работы. На каждом этаже – своя жизнь, свой возраст, свои задачи. Первый этаж – школа, второй - студенчество, третий – инженерная зона, четвертый – свободное пространство для коммуникаций.

Есть четыре направления деятельности: образовательная робототехника, программирование, трехмерное моделирование и прототипирование. Это такие вершины квадрата, на которые навязываются промежуточные варианты, например, мастер-классы, кейсы, инженерные игры. Но крутится все это вокруг основных четырех тем. Ребенок, пришедший в технопарк и получивший знания и компетенции, способен на выходе самостоятельно осуществить свои идеи. Например, девочка 11-ти лет сама смоделировала патриотичный светильник на основе герба Башкортостана – за три дня получился вполне коммерческий сувенирный продукт. У нас нет разделения по гендерному признаку, в равной мере занимаются и девочки, и мальчики.

Я думаю, что нужна функциональная система образования в текущей ситуации. Мы на каждый новый год ставим новые задачи. Летом мы будем разрабатывать новый формат по принципу 3D-печати, то есть наслаивая новое на старое. Я уверена, что нельзя оставаться в одних и тех же рамках. Сейчас технопарк отвечает своей первоначальной концепции процентов на 60. Оставшиеся 40% подразумевают масштабирование. Возможно, я принципиально торможу этот процесс, потому что масштабирование без осознания превращается в профанацию. Мы отвечаем за свою работу, принимаем всю обратную связь, рассматриваем критику – она даже важнее похвалы. Если поступают от родителей или детей критические комментарии или уходят дети, мы всегда отрабатываем эту проблему.

Обучение мы проводим с сентября по май – на протяжении всего учебного года. Это большая нагрузка, особенно для родителей, и у них иногда не хватает терпения. Мы пришли к модульной системе обучения. То есть ребенок занимается 3-4 месяца, потом принимает решение, пойти ему дальше по этому модулю или перейти на другой. Бывает, что детям сложно совмещать из-за большой нагрузки. Они ведь сейчас очень перегружены, ходят в 25 кружков одновременно, помимо школы.

Я, как мать, наступала на эти грабли, у нас тоже было 25 кружков. В прошлом году учительница сына по математике объяснила нам четко систему приоритетов, которой мы пользуемся. Нужно ответить на два вопроса: зачем и что дальше? Эта система работает, мне кажется, и мы ее транслируем нашим резидентам – ученикам. Детей не нужно превращать в ходячие копилки.

Когда спрашиваешь у родителей, зачем они приходят, то чаще всего слышишь такие ответы: «интересно», «ходит друг и хочется тоже попробовать». Также часто говорят «чтобы не сидел в телефоне или компьютере». Для меня это самый парадоксальный вариант ответа, потому что у нас он тоже сидит в компьютере, только целенаправленно. Дети редко отвечают на этот вопрос, что хотят заниматься программированием, например. Есть те, кто говорит, что хочется научиться моделировать, потому что собирается сделать «вот такую штуку». Но чаще всего – за компанию или потому, что «надо чем-то заниматься». Нам хочется, чтобы дети принимали решение на первых двух занятиях, нужно ли им это. Мы хотим ввести систему коротких программ летом, чтобы дети посмотрели, могли выбрать и уже осознанно приходили к нам в учебный год.

Сейчас уже нельзя планировать жизнь на длинный период времени – мы не знаем, что нам пригодится, а что нет. Четкого прогнозирования в жизни уже нет. Родители с детьми должны определить 4-5 предметов, которые имеют для них значение, и развиваться усиленно в них, но параллельно с этим сконцентрироваться на софтах. Это нужно для того, чтобы если в какой-то момент первые 5 потеряют ценность, софтовые навыки помогли бы заменить их на другие 5. Идет тенденция к тому, что человек будет учиться всю жизнь. Не будет такого, как раньше: закончить школу, поступить в институт, а потом работать и работать. Эта парадигма отомрет в ближайшие 20 лет. У человека будет возможность резко менять свою жизнь, обучаясь – нет никаких преград. В любой момент ты сможешь что-то изучить, и для этого будут нужны софт-скилы: сила воли, целеполагание, самооргранизация и т.д.

На базе Института нефтегазового бизнеса проводятся кейс-турниры для школьника. Участникам даются готовые кейсы от наставников – студентов, аспирантов, магистров, педагогов. И школьники учатся решать командные экономические задачи.

Три года назад мы поставили задачу соединить школьников и студентов. На наш взгляд, это лучший способ установить коммуникацию и передать информацию с точки зрения обучения и вовлечения. Мы практикуем это. Мы любим студентов и магистров, которые находят время заниматься со школьниками.

Я бы ввела термин «метапредметность» - различные соединения наук. Для постройки роботы нужны знания в материаловедении, химии, физике, математике и программировании. Один человек не сделает качественного робота. Это работа в команде, где у каждого расписана своя роль и есть руководитель.

Самая главная наша задача – взаимодействие с факультетами, сетевая работа.

Моя мечта – сделать технопарк такой площадкой, куда может прийти любой человек, найти себе команду и реализовать свою идею.