Светлана Слягузова
доцент Уфимского института искусств, Заслуженный учитель Республики Башкортостан
Эфир от 5 марта 2018 года
Я очень горжусь тем, что знаменитая на всю Россию джазовая исполнительница Ирина Остин – моя ученица.
Популярность пения можно объяснить рациональными вещами. Мы всегда зависим от нашего голоса, и если не слышим собственного голоса, то можем впасть в депрессию. Восточный философ Инаят Хан написал, что смыслом существования человека является слышать свой голос. Это связано с возможностью осуществлять коммуникацию.

Потребность петь была всегда. Повышенный интерес у общества просыпается, если посмотреть историю, тогда, когда людям труднее жить. Пение становится компенсацией. Кроме того, бытует мнение, что петь очень легко – открываешь рот на сцене и все. Поэтому много людей хотят в эту профессию попасть, отправить детей на занятия пением.

Участие детей в крупных проектах, посвященных музыке, например, «Голос», имеет свои плюсы и минусы. Конечно, эту передачу с удовольствием смотрит и обсуждает вся Россия. Сам проект выстроен очень грамотно: поведение ведущего и членов жюри, отражение эмоций детей, возвышенная атмосфера. Все это вместе дает хороший резонанс.

Конечно, в этом вопросе важно добровольное участие – заставлять петь нельзя. Да и редко, когда родители настаивают – мало, кто хочет, чтобы их дети были в этой профессии. Скорее дети сами просят отвести их на вокал. Очень важно найти профессионального педагога, важно понимание между учителем и учеником. Большое влияние на результат обучения оказывает трудолюбие. Для профессии певца важна крепкая нервная система, о чем писала Мария Каллас. С неуравновешенной психикой невозможно в этой профессии полноценно реализоваться.

Я уверена, что ученики учат тебя быть хорошим учителем, поэтому важно работать в среднем звене – не думаю, что если бы я попала сразу в Консерваторию, то стала бы хорошим педагогом. Когда к тебе приходят юные, нераскрывшиеся таланты, ты начинаешь искать подходы, много вкладываться. Педагог должен работать так, чтобы ученик хорошо пел, но всем казалось бы, что с ним никто не занимался, и он просто самородок. Ученику же к концу учебы должно казаться, что он всегда так пел. То есть процесс учебы должен отвечать всем физиологическим особенностям, а не становится ломкой.

Через меня много прошло людей, которые занимались вокалом на уровне общего знания. И я помню даже их, а не только тех, кто учился по специальности «пение». Я очень горжусь тем, что знаменитая на всю Россию джазовая исполнительница Ирина Остин – моя ученица. Не так давно она получила звание Заслуженная артистка Республики Башкортостан, чему я очень рада. Среди моих выпускниц Диана Ишниязова – интересная самобытная певица современного толка. Во многом профессиональная судьба певца зависит от случайностей. И я всегда говорю ученику, что если ему суждено петь, он будет петь даже без окончания консерватории. Особенно это касается эстрадного пения, в академическом вокале нужно пройти солидный курс обучения и подготовки. Но базовая школа нужна всем, ведь профессиональное пение подразумевает большую нагрузку. Иногда, конечно, кому-то удается без обучения сделать блестящую карьеру.

К поп-культуре я отношусь трезво. Если это востребовано, люди занимаются, то нет смысла отвергать.