Михаил Рошняк и Василь Ханнанов
Художники
Эфир от 25 октября 2018 года
Современное искусство живёт в данном моменте и сделано для современников.
Михаил Рошняк

Сегодняшнее искусство включено в реальную жизнь, и пользуется самым разным инструментарием. А современному художнику может быть не обязательно традиционные инструменты, холсты, кисти - он может использовать, например, своё и чужое тело. Или землю, как я.

Уже миновало тридцать лет с начала активного создания перформансов. Людям они нравятся, особенно молодёжи. Молодёжь стала более подвижной, многое схватывает налету. Молодые люди с большим интересом воспринимают современное искусство, они на него заряжены. Даже нашу встречу мы можем рассматривать как некий перформанс.

Перформансы чаще всего коротки. Пару месяцев назад мы провели серьёзную акцию, посвящённую Давиду Бурлюку - всё длилось один вечер. И тем не менее всё было прекрасно, мы получили тот эффект, которого ожидали. Всё это было спланировано, не импровизация. Василь всё организовал, и, главное, нашёл городскую точку. Он выбрал её идеально, там была река, которая играла важную роль в истории Бурлюка, и была панорама города, не далеко, и не близко. Потом она как бы загорелась, и это было замечательно, картинка была прямо-таки кинематографической. Причем оплата проблемой не стала - мы скинулись. Но мы могли и других привлечь. Понимаете, когда создаётся культурная ситуация, то и я, и Василь, можем воодушевить любого. В другом варианте можно и доплатить.

Вне всякого сомнения, современное искусство живёт в моменте и сделано для современников неотрывно от контекста происходящего. По большей части оно кратко, но я не вижу в этом проблемы. Есть формат короткого послания, месседжа. Люди пишут лаконичные сообщения, и порой в них больше смысла, нежели в длинном. И вообще наша сегодняшняя жизнь состоит из коротких посланий. Лучше десять коротких, нежели одно длинное и заунывное.

Василь Ханнанов

Вообще художникам живется очень трудно. Я работаю в Москве, но и там очень тихо. Есть успешные, популярные галереи, но их успех - заслуга менеджеров, которые этим занимаются, знают своего зрителя, и пользуются успехом. В последние несколько лет очень явственно ощущается кризис. А ведь если обратиться к истории, хотя бы к первым годам советской власти - дело было совсем другое. Людям тогда часто есть нечего было, а картины художников закупали, причём не только корифеев вроде Владимира Татлина и Казимира Малевича. Комиссии закупали их и распространяли по галереям.

Сейчас ничего подобного. А вот если взять Германию, то там есть и аукционы, и художники, чьи картины покупают задорого. Причем если художник творит, у него есть выставки, но ничего не продаётся, то его поддерживает государство. Оно выдаёт пособие, причем побольше, чем безработным - на краски, холсты и всё, что ему нужно.