Сергей Севастьянов и Камилла Тимашева
соорганизаторы «Лаборатории политического кино» БАГСУ
Эфир от 28 февраля 2018 года
Наш проект не просто так называется "лаборатория", у нас происходит процесс, эксперимент, задача которого - получить возможность обменяться мнениями.
Сергей Севастьянов

СМИ снова обратило на нас внимание, и это связано с большой датой - проекту 6 лет, недавно состоялся 50-ый сеанс. Наша лаборатория начала действовать в 2012 по инициативе ректора Башкирской академии государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан. Главная задача, стоявшая перед организаторами - работа со студентами, прежде всего из БАГСУ, профиля политология и государственно-муниципальное управление. У собраний лаборатории нет сценария. Мы сперва смотрим фильм, а потом начинается обмен мнениями. Порой бывает внушительный накал страстей. А порой точки зрения совпадают.
Фильмы мы подбираем разные. Их можно классифицировать. Есть фильмы отечественные и зарубежные, есть фильмы документальные и художественные. Есть фильмы, посвящённые региональной тематике - например, мы показывали фильм об основании Уфы - Салавата Хамидуллина. Иногда собрания происходят в рамках фестивалей, который проходит в кинотеатре «Родина», который является наши партнёром. Порой показываем авторское кино, приглашаем его режиссёра. Очень интересно поговорить с носителем идеи. А в 2016-ом, в связи с годом российского кино мы сделали акцент на отечественных фильмах, где, может быть, нет политики, но есть социальный контекст, который может приобретать разную художественную форму - например, «Притяжение» и «Аритмия».
У нас в медийном пространстве есть несколько нашумевших фильмов с политическим акцентом. Вот, например, «Смерть Сталина» - которую мы показывать не стали, так как она не получила проката; мы работаем только с прокатным материалом. Мы и «Матильду» обсуждали, очень спокойная была дискуссия. В начале этой истории было намного больше шума, чем в конце. Также мы смотрели «Левиафан» - это очень сильный фильм, обсуждение было серьёзное. Высказывались разные мнения, и многие оставались при своём. Но это не суть важно, у нас нет задачи убедить в чём-то человека. Главное - чтобы человек услышал других, и состоялся бы обмен мыслями.
Это одна из наших главных задач - налаживание диалога и дискуссии, даже международных. Однажды у нас был документальный фильм про Улофа Пальме, шведского премьер-министра, чьё убийство до сих пор не раскрыто. Тогда к нам приехал атташе посольства Швеции из Москвы! Состоялся диалог между странами, которого нам по сей день не хватает.

Камилла Тимашева

Элементы политики в кино чаще незаметны, так же, как и важные исторические факты, а наши эксперты - чаще всего преподаватели БАГСУ - помогают публике их воспринять. С этого, как правило, начинается дискуссия. Когда есть такая дискуссионная площадка, у зрителя есть возможность поделиться своими мыслями. Обычно ведь такого не бывает. Наш проект не просто так называется "лаборатория", у нас происходит процесс, эксперимент, задача которого - получить возможность обменяться мнениями. В сети дискуссии происходят, но это не то же самое. Там ники вместо имён, там ты можешь просто уйти из сети, если разговор тебе не по вкусу. Здесь всё открыто, люди лицом к лицу. Некоторые сперва стесняются, но потом, как правило, включаются в процесс.
Основной костяк лаборатории - наши студенты. Им, как будущим управленческим кадрам, необходимо учиться выражаться себя на публике и не бояться. И это происходит вне стен академии.
В рамках нашего проекта было показано уже 50 фильмов. Аудитория наша неоднородна, и восприняла их по-разному. Люди, которые глубже разбираются в искусстве и политике, воспринимают всё очень серьёзно. А другие, которые ещё формируются в своих взглядах, обращают внимание больше на картинку. У меня есть пример - мы смотрели фильм Конрада Вульфа из ГДР - «Мне было девятнадцать». Фильм чёрно-белый, про войну. В СССР он не показывался, хотя он дублирован и там играли и советские актёры. И наши студенты были просто потрясены. Были и документальные фильмы, которые вызывали сильнейшую реакцию. Например, фильм «No comment» Артёма Темникова, с участием режиссёра, и этот фильм предвосхитил проблему терроризма. Фильм - про немца, который влюбился в турчанку, потом стал террористом - и так далее...
Кино давно стало социальным институтом, мощнейшим средством в информационной и культурной повестке. Как пример - американский фильм 1915-го года «Рождение нации», который показали в Белом доме. Существует легенда, что Сталин, намекая на то, что пора открывать второй фронт, послал фильм «Волга, Волга» - там же есть слова: "Америка России подарила пароход. Снизу—пар, колеса—сзади, и... ужасно тихий ход". Это только легенда, но очень красноречивая.