Роман Жаворонков
Бизнес-консультант, идеолог и руководитель проекта Pianocafe8 в Центре современного искусства «Облака»
Эфир от 24 апреля 2017 года
Основа любого бизнеса –
это люди.
Их инициатива, энтузиазм, желание выражать свое мнение!
Когда речь идет о каком-то проекте, нужно рассматривать его с нескольких сторон. С точки зрения производителя, потребителя, конкурентов, коллектива, спонсоров, инвесторов, общественности, соседей. Успешными становятся предприниматели, которые умеют управлять ожиданиями этих, порой противоречащих, сторон.

Я изначально был противником четкой концепции Pianocafe8. Многие приходили и говорили, как, по их мнению, мне лучше вести бизнес, что готовить. Я всех вежливо выслушивал и делал по-своему. Выслушивать - это этика бармена!

Времена меняются. Сейчас продукция выдается не в конечном виде, а в своем первоначальном обличии. И вместе с потребителем она дорабатывается.

Хотелось бы видеть как можно больше творческих, смелых, экспериментальных проектов. Чем больше предпринимательская активность, тем общество здоровее. Я убежден, что сектор креативной творческой экономики способен стать драйвером развития экономики в целом. Есть много примеров в других городах, где приняли программу поддержки творческих проектов, тем самым привлекли молодое энергичное население и инвестиции, стали известны на весь мир!

Основа любого бизнеса – это люди. Их инициатива, энтузиазм, желание выражать свое мнение! Прежде всего, должна быть заряженная команда. Хорошо, когда в процессе создания проекта возникают дискуссии, конфликты, споры. Когда есть широкая палитра мнений, может родиться действительно интересный качественный продукт.

Каждому предпринимателю надо быть готовым, что его будут критиковать, завидовать, мешать, что в первый год он не получит никакой прибыли. Если вы готовы к этим трудностям, то все остальные вопросы решаемы.

Мы живем в мире, где достаточно просто найти людей со схожими интересами. У нас есть социальные сети, форумы. Понимая, что ты создаешь, ты можешь найти подобные сообщества, установить контакты. Вообще социальные сети - это коммуникационный инструмент. Вы можете общаться там с пользой, а можете просто тратить время.

Будет хорошо, если жители города поймут, что надо объединиться и совместно стремиться к тому, чтобы Уфы стала удобной и открытой. Я думаю, что лидеры общественного мнения должны на своем примере показать некую новую этику, продемонстрировать новый формат жизни в городе.